Доклад о выявлении фактов недобросовестной конкуренции и рекламы 1 квартале 2020 года
31 марта 2020, 00:00
Тип документа:
Доклады

В 2019 году поступило 17 заявлений о нарушении добросовестной конкуренции (в 2018 году – 10), из них 2 заявления на недобросовестную конкуренцию, связанную с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товаров, работ или услуг; 4 заявления - запрет на недобросовестную конкуренцию путем введения в заблуждение; 10 заявлений на иные формы недобросовестной конкуренции.

Исполнено 1 предупреждение по признакам нарушения статьи 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (нарушение запрета на иные формы недобросовестной конкуренции).

В 1 квартале 2020 года поступило 5 заявлений о нарушении добросовестной конкуренции. Из них: 2 – осуществление регулярных пассажирских перевозок под видом такси; 1 – введение в заблуждение потребителей о свойствах товара и условиях его приобретения; 2 – недобросовестная конкуренция на торгах.

Выдано 2 предупреждения по признакам нарушения статьи 14.8 Закона о защите конкуренции.

Возбуждено 1 дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства на недобросовестную конкуренцию, связанную с приобретением и использованием исключительного права средства индивидуализации товаров.

Пример рассматриваемого дела

В Костромское УФАС России поступили материалы отделения МВД России по городу Волгореченску о нарушении антимонопольного законодательства со стороны.

При проверке обстоятельств указанных в материалах, установлены признаки нарушения в действиях индивидуального предпринимателя ИП антимонопольного законодательства, в части нарушения части 1 статьи 14.6 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно незаконное использование обозначения, тождественного товарному знаку, фирменному наименованию, коммерческому обозначению, наименованию места происхождения товара хозяйствующего субъекта-конкурента либо сходного с ними до степени смешения, путем его размещения на товарах, этикетках, упаковках или использования иным образом в отношении товаров, которые продаются либо иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, а также путем его использования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая размещение в доменном имени и при других способах адресации, а именно использование в предпринимательской деятельности товарного знака «Adidas», «Nike», принадлежащих на законных основаниях иным лицам.

Согласно заключению эксперта № 1445 от 30.05.2019 года представленная продукция имеет признаки несоответствия оригинальной продукции. Содержит воспроизведение товарных знаков «adidas» и «nike», а также изображения сходные до степени смешения с товарными знаками «adidas». Данная продукция произведена не на производственных мощностях правообладателей, без соблюдения требований к маркировке, качеству изделия и используемым материалам.

Товарный знак (знак обслуживания) «adidas» является зарегистрированным товарным знаком (знаком обслуживания) компании «Аdidas AG» Германия, уполномоченным представителем правообладателя на территории РФ по защите товарных знаков является компания ООО «Власта-Консалтинг», лицензиатом на территории РФ является ООО «Адидас».

Товарный знак (знак обслуживания) «Nike» является зарегистрированным товарным знаком (знаком обслуживания) компании «Найк Инноувейт С.В.», уполномоченным представителем правообладателя на территории РФ по защите товарных знаков является компания ООО «Бренд-Защита».

Частью 1 статьи 1225 Гражданского кодекса РФ определено, что товарные знаки и знаки обслуживания являются результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальная собственность).

В соответствии с частью 1 статьи 1477 Гражданского кодекса РФ на товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак.

Согласно статье 1478 Гражданского кодекса Российской Федерации обладателем исключительного права на товарный знак может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.

Статьей 1479 Гражданского кодекса РФ определено, что на территории Российской Федерации действует исключительное право на товарный знак, зарегистрированный федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, а также в других случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.

Согласно статье 1482 Гражданского кодекса РФ в качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации.

Статьей 1484 Гражданского кодекса РФ установлено, лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со статьей 1229 ГК РФ любым не противоречащим закону способом (исключительное право на товарный знак), в том числе способами, указанными в пункте 2 настоящей статьи. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на товарный знак. Исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности путем размещения товарного знака на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации. Никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.

В силу статьи 1229 Гражданского кодекса Российской Федерации лишь правообладатель может распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, другие лица не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя. Использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации (в том числе их использование способами, предусмотренными настоящим Кодексом), если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную настоящим Кодексом, другими законами. Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).

Таким образом, обозначение может считаться охраняемым товарным знаком, исключительное право на который принадлежит конкретному лицу (правообладателю) только после государственной регистрации товарного знака федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации.

Статьей 1515 Гражданского кодекса РФ определено, что товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными. Правообладатель вправе требовать изъятия из оборота и уничтожения за счет нарушителя контрафактных товаров, этикеток, упаковок товаров, на которых размещены незаконно используемый товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение. В тех случаях, когда введение таких товаров в оборот необходимо в общественных интересах, правообладатель вправе требовать удаления за счет нарушителя с контрафактных товаров, этикеток, упаковок товаров незаконно используемого товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения. Лицо, нарушившее исключительное право на товарный знак при выполнении работ или оказании услуг, обязано удалить товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение с материалов, которыми сопровождается выполнение таких работ или оказание услуг, в том числе с документации, рекламы, вывесок.

При анализе вопроса о том, является ли конкретное совершенное лицом действие актом недобросовестной конкуренции, подлежат учету не только указанные законоположения, но и положения статьи 10bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности, в силу которых актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах.

Пунктом 2 статьи 10bis Парижской конвенции установлено, что подлежат запрету:

1) все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов или промышленной или торговой деятельности конкурента;

2) ложные утверждения при осуществлении коммерческой деятельности, способные дискредитировать предприятие, продукты или промышленную или торговую деятельность конкурента;

3) указания или утверждения, использование которых при осуществлении коммерческой деятельности может ввести общественность в заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению или количества товаров.

Согласно части 7 статьи 1252 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда нарушение исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации признано в установленном порядке недобросовестной конкуренцией, защита нарушенного исключительного права может осуществляться как способами, предусмотренными настоящим Кодексом, так и в соответствии с антимонопольным законодательством.

образом, в действиях ИП содержатся признаки нарушения части 1 статьи 14.6 Закона о защите конкуренции, а именно незаконное использование обозначения, тождественного товарному знаку, фирменному наименованию, коммерческому обозначению, наименованию места происхождения товара хозяйствующего субъекта-конкурента либо сходного с ними до степени смешения, путем его размещения на товарах, этикетках, упаковках или использования иным образом в отношении товаров, которые продаются либо иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, а также путем его использования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая размещение в доменном имени и при других способах адресации, а именно использование в предпринимательской деятельности товарного знака «Adidas», «Nike», принадлежащих на законных основаниях иным лицам.

Костромским УФАС России возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения действиях ИП статьи 14.6 Закона о защите конкуренции

Выявление фактов недобросовестной рекламы

в 1 квартале 2020 года

В 2019 году поступило 57 заявлений по нарушению законодательства о рекламе.

По 3 заявлениям возбуждены дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, 5 дела – возбуждены по собственной инициативе (в 2018 4 и 2 дела соответственно).

Основными видами нарушений в рассматриваемый период являлись введение потребителя в заблуждение рекламой финансовых услуг; реклама, распространяемая по сетям электросвязи без согласия абонента; нарушение условий рекламирования медицинских услуг; отсутствие обязательной информации о привлечении денежных средств в строительство.

В результате выявления фактов нарушения закона о рекламе в 2019 году возбуждено 15 (в 2018 году – 4) дел об административных правонарушениях. Виновные лица привлечены к административной ответственности на 310 тыс. рублей. Существенное снижение административных санкций связано с изменением ответственности для субъектов малого и среднего бизнеса.

В 1 квартале 2020 года поступило 12 заявлений, из них 6 о незаконной СМС рассылке; 4 заявления содержат указания на недостоверный характер рекламируемых услуг; по 2 заявлениям рассматривается вопрос о превышении ограничений объема рекламы в общей сетке вещания. По четырем заявлениям признаки нарушения законодательства о рекламе не подтвердились, остальные заявления - в стадии рассмотрения.

Пример рассмотренного дела.

Костромским УФАС России (далее - управление) в ходе рассмотрения обращения гражданина было установлено следующее:

на различных интернет-ресурсах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (https://kostroma.move.ru, http://kostroma.nmls.ru, https://www.remospro.ru/, https://kostroma.irr.ru/, https://kostroma-region.afy.ru/kostroma/, https://kostroma-nedvizhimost.ru/, https://www.mirkvartir.ru/) размещается недостоверная реклама о продаже … комнатной квартиры.

Отношения в сфере рекламы, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации, регулируются Законом о рекламе.

Целями названного Закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы (статья 1 Закона о рекламе).

Рассматриваемая информация по своему содержанию, способу распространения адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания, формирование и поддержание интереса к объекту рекламирования (квартире), что способствует продвижению его на рынке. Следовательно, в полной мере обладает всеми признаками рекламы.

Согласно пунктам 3-4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения:

- об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока;

- о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

Заявитель указала, что никаких договорных отношений с агентствами недвижимости, кроме одного, не заключала, согласия на помощь в продаже не давала.

Рекламодатель в своих пояснениях указала, что с выявленным нарушением не согласна в связи с тем, что от Заявителя было получено устное согласие на помощь в продаже, доказательством согласия считает имени и отчества родственника заявителя, а также порядок изменения цены на квартиру.

Однако никаких доказательств, подтверждающих изложенные доводы в дело не представлено.

Согласно материалам дела, у рекламодателя, отсутствовали надлежащим образом оформленные договорные отношения с собственником объекта рекламирования, дающее ей право его рекламировать и осуществлять действия по поиску клиентов для последующей продажи. Следовательно, потребитель, желающий приобрести квартиру фактически не имел возможности приобрести квартиру в указанном в рекламе месте и у конкретного лица, что свидетельствует о признаках нарушения пункта 3 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.

Кроме того, существование в сети Интернет двух и более объявлений о продаже одного и того же объекта недвижимости с разницей в цене могло ввести в заблуждение потребителей рекламы – реальных покупателей квартиры, что свидетельствует о нарушении пункта 4 части 3 статьи 5 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 4 статьи 38 Закона о рекламе нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение статьи 5 Закона о рекламе несет рекламодатель.

Комиссия Костромского УФАС России признала ненадлежащей рекламу о продаже … комнатной квартиры, размещенную на различных интернет-ресурсах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пунктов 3-4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.

Рекламодателю выдано обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

Материалы дела переданы для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Пример возбужденного дела

11.02.2020 г. по результатам рассмотрения материалов о рекламе финансовых услуг ПАО "Сбербанк" возбуждено производство по делу по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в отношении редакции издания "НОМЕР Кострома".

Костромским УФАС России в ходе осуществления государственного надзора за рекламой были выявлены признаки нарушения Закона о рекламе.

В информационно-рекламном издании "НОМЕР Кострома" (Свидетельство о регистрации СМИ ПИ №ТУ44-00057 от 18 января 2010 года) от 10 октября 2019 года на 68-69 страницах размещена статья "Регистрировать бизнес стало удобнее":

"Не так давно «Сбербанк» и АО «Деловая среда» запустили новый сервис — «Регистрация бизнеса и дистанционное открытие счета».

Это дистанционный онлайн-сервис, который позволяет зарегистрировать ООО (с одним учредителем) и индивидуальных предпринимателей по принципу «не выходя из дома». Теперь можно не ходить в банк, в налоговую инспекцию и к нотариусу. Кроме того, электронно-цифровая подпись создается в приложении автоматически. Являясь учредителем и директором в одном лице, сегодня можно зарегистрировать свое ИП или ООО удаленно.

Что нужно, чтобы воспользоваться таким сервисом:

- логин и пароль для входа в «Сбербанк Онлайн»;

- паспорт гражданина РФ;

- СНИЛС;

- смартфон с ОС Android 5.0+ или iOS 11.0+;

- услуга доступна для граждан старше 18 лет;

- при такой регистрации может быть выбрана общая или упрощенная система налогообложения (ОСН или УСН).

Какие плюсы:

- при электронной регистрации не нужно платить госпошлину;

- предприниматель экономит денежные средства, поскольку открытие счета бесплатно, а специальный тариф «Легкий старт» предлагается владельцам бизнеса без ежемесячной абонентской платы;

- учредителю ООО теперь не требуется личный визит в ФНС, нотариусу и в банк для открытия счета;

- готовая типовая форма устава нового предприятия приходит на электронную почту;

- регистрация бизнеса занимает 30-40 минут;

- срок регистрации юридического лица в регистрирующем органе составляет три рабочих дня. Раньше для регистрации бизнеса предприниматель лично обращался в ИФНС и осуществлял оплату госпошлины. Только после получения необходимых документов на регистрацию собственник обращался в банк для открытия счета.

Как воспользоваться сервисом:

- данную услугу можно получить через официальных партнеров банка в г. Кострома, г. Шарья, г. Мантурово, г. Нерехта. В ближайшее время будет доступен в г. Галич и г. Буй. В перспективе, воспользоваться данным сервисом будет возможно в каждом районном центре нашей области.

Подробнее с информацией о сервисе дистанционной регистрации бизнеса и открытии смета можно ознакомиться на сайте «Деловой среды» www.rbo.dasreda.ru, ПАО «Сбербанк».

ПАО "Сбербанк" Генеральная лицензия Банка России №1481 от 11.08.2015".

Статья содержит информацию о специальном тарифе ведения счёта ПАО "Сбербанк» «Легкий старт" и условия, что по данному тарифу открытие счёта является бесплатным, а ведение счёта владельцам бизнеса предоставляется без ежемесячной платы.

Данная информация адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, вследствие чего является рекламой в силу понятия реклама, данного в статье 3 Закона о рекламе.

Отношения в сфере рекламы, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации, регулируются Законом о рекламе.

Целями названного Закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы (ст. 1 Закона о рекламе).

Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" финансовая услуга - это банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и(или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Таким образом, к финансовым услугам относят услуги, оказываемые банками.

Принимая во внимание содержание информации, размещенной на 68-69 страницах информационно-рекламного издания "НОМЕР Кострома" от 10 октября 2019 года, указанная реклама является рекламой банковских услуг. В рассматриваемой рекламе банковской услугой является открытие и ведение банковских счётов юридических лиц и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В соответствии с п. 1 ст. 845 ГК по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.

Рекламодатель указал, что по тарифу "Легкий старт" открытие счёта является бесплатным, а ведение счёта владельцам бизнеса предоставляется без ежемесячной платы, однако не указал существенные условия использования счёта по тарифу о размерах взимаемой банком комиссии за платежи и переводы, зачисление денежных средств на расчётный счёт. Таким образом данная реклама умалчивает о существенных условиях ведения счёта по тарифу и вводит в заблуждение воспользовавшихся услугами лиц о сумме расходов, которую они понесут.

Таким образом, рассматриваемая Реклама содержит признаки нарушения требований, установленных частью 7 статьи 5 и пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона "О рекламе".

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона "О рекламе", несет рекламодатель.

Согласно пункту 5 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Приложенные файлы
doklad_nedobrosovestnaya_konkurenciya_i_reklama_1_квартал_2020-1585822789.docx (30,9 КБ)
Наверх