Доклад об осуществлении контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд за 3 квартал 2019 года
30 сентября 2019, 00:00
Тип документа:
Доклады
Подтип документа:
Доклады о контроле соблюдения законодательства о размещении заказов

Установленная система государственных закупок предполагает достижение обоснованного и разумного соотношения между ценой размещения заказа и качеством товара (работы, услуги), который в итоге получит заказчик. В то же время при формировании в документации описания предмета государственного или муниципального контракта необходимо обеспечить закупку товара, который полностью соответствует нуждам заказчика и, при этом обеспечить максимально прозрачные и доступные условия для множества потенциальных участников размещения заказа, способных обеспечить широкий диапазон цен.

Одной из причин недостаточной экономии может являться определение заказчиком таких параметров приобретаемого товара (работы, услуги), при которых конкуренция на торгах невозможна в полном объеме.

Среди самых трудно определяемых нарушений – нарушения, связанные с особенностями товара, его техническими и функциональными характеристиками, уникальными потребностями заказчика, конкурентной средой.

При рассмотрении жалоб участников размещения заказа по подобным обстоятельствам заказчик далеко не всегда может обосновать свои требования к продукту, который имеет аналоги у других производителей, и не обладает уникальными характеристиками.

Однако в нормах действующего Федерального закона 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе) степень свободы заказчика четко определить невозможно. Сходные по своим характеристикам товары различных производителей могут не соответствовать установленным параметрам, и поставщики таких товаров не привлекаются к участию в торгах.

Это создает коррупционные риски, либо позволяет блокировать размещение заказа поставщиками схожих, но не идентичных потребностям заказчика товаров.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Костромской области осуществляет контроль в сфере закупок на основании и в пределах полномочий, установленных ст. 99 ФЗ Закон о контрактной системе, путем проведения плановых и внеплановых проверок, рассмотрения жалоб.

Работа территориального органа по рассмотрению жалоб участников закупок

В 3 квартале – поступило 30 (в 3 квартале 2018 года - 39 жалоб), отозвано – 2 жалобы, возвращено 4 жалобы, 3 жалобы направлены по подведомственности.

Из рассмотренных жалоб - 8 были признаны обоснованными, 13 – жалоб признаны необоснованными. По-прежнему доля обоснованных жалоб составляет более 50 %. Это означает отсутствие системной работы заказчиков с устранением причин выявляемых нарушений.

Возбуждено 12 (в 3 квартале 2018 – 38) дел об административных правонарушениях за нарушения законодательства о закупках в отношении 9 должностных лиц. Должностные лица привлечены к административной ответственности на сумму 153 тыс. рублей (в 3 квартале 2018 – 361 тыс. рублей).

Основными видами нарушений по-прежнему остаются.

1. Нарушение правил описания объекта закупки (требования ст. 33), которые выражаются в следующем:

- включение требований которые влекут за собой ограничение количества участников закупки;

- отсутствие обоснования необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии, предусмотренные техническими регламентами, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации;

- размещение информации в ЕИС с нарушением сроков или ее полное не размещение;

- нарушение порядка оплаты контракта.

2. Требования к содержанию, составу заявки и инструкция по ее заполнению.

3. Неправомерное отклонение участника и установка необъективных требований к предмету закупок.

Примеры рассмотренных жалоб

1. 13.06.2019 г. на официальном сайте www.zakupki.gov.ru ОГКУ «Агентство государственных закупок Костромской области» размещено извещение и документация о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку геосетки ССНП 50/50-25 для армирования дорожной среды (закупка № 0841200000719000893).

Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 3 488000,00 рублей.

Заявитель обжаловал действия аукционной комиссии по отклонению его заявки на участие в аукционе. Заказчик и Уполномоченный орган с доводом Заявителя не согласились.

Комиссия Костромского УФАС России пришла к следующим выводам.

Заявка на участие в аукционе Заявителя была отклонена по результатам рассмотрения первых частей заявок.

Пунктом 5 раздела 1 «Информационная карта аукциона» документации об аукционе, на основании части 3 статьи Закона о контрактной системе установлены требования к содержанию первой части заявки на участие в аукционе.

Помимо согласия, первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать - конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Значениями, установленным документацией, которым должны соответствовать предлагаемые участником аукциона показатели товара, являются все характеристики товара, установленные в таблице Раздела 2 «Описание объекта закупки» аукционной документации.

В соответствии с таблицей Раздела 2 документации об аукционе требуется к поставке товар со следующими характеристиками, в том числе:

Наименование товара – геосетка ССНП 50/50-25 для армирования дорожной среды.

п/п

Характеристики товара (показатели, позволяющие определить соответствие используемого товара установленным заказчиком требованиям и их значения)

Наименование показателей

Значения показателей

минимальные

 

максимальные

 

неизменяемые

1

2

3

4

5

1

Материал

 

 

Стекловолокно,  полимерные нити

 

Заявителем в заявке на участие в аукционе указано следующее:

п/п

Наименование товара / товарный знак (при наличии)

Характеристики товара

 

 

 

Наименования показателей

 

Значения показателей

1

2

3

4

1

Стеклосетка «ГЕО СТ» 50x50/25 Производство Российская Федерация

Тип

Стеклоровинг, полимерные нити

 

Согласно инструкции по заполнению Таблицы Формы 1 для оформления первой части заявки на участие в аукционе при подаче сведений участниками электронного аукциона должны применяться все характеристики товара, позволяющие определить соответствие закупаемого товара установленным заказчиком требованиям в таблице Раздела 2 «Описание объекта закупки».

Установленные Заказчиком неизменяемые значения показателей в столбце 5 таблицы Раздела 2 Участником закупки такие значения не должны меняться (указывать как в документации).

В связи с вышеизложенным, первая часть заявки ООО «МИАКОМ СПб» содержащая в себе в части «неизменяемых показателей» словосочетание – «стеклоровинг, полимерные нити» вместо предусмотренных заказчиком «стекловолокно, полимерные нити», обоснованно отклонена комиссией заказчика, по основаниям 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, как не соответствующая требованиям документации.

Таким образом, доводы жалобы ООО «МИАКОМ СПб» о нарушении комиссией заказчика требований Закона о контрактной системе не обоснованы.

2) Правила описания объекта закупки регламентированы ст.33 Закона о контрактной системе.

Так согласно, части 1 указанной статьи заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;

Как следует из материалов дела, заказчиком в разделе 2 описание объекта закупки сформулированы требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам объекта закупки:

- наименование товара – геосетка ССНП 50/50-25 для армирования дорожной среды Количество поставляемого Товара – 80 000 м2;

- характеристики товара (показатели, позволяющие определить соответствие используемого товара установленным заказчиком требованиям и их значения) согласно таблице:

№ п/п

Наименование показателей

Значения показателей

минимальные

максимальные

неизменяемые

1

2

3

4

5

1

Материал

 

 

Стекловолокно, полимерные нити

2

Тип

 

 

Двуосная

3

Разрывная нагрузка вдоль, кНм

50

 

 

4

Разрывная нагрузка пеперек, кНм

50

 

 

5

Размер ячейки (ширина х длина), мм

 

25 х 25

 

6

Ширина рулона, м

 

 

4,0

7

Намотка рулона, м.п

 

100

 

8

Относительное удлинение при разрыве вдоль волокон, %

 

3

 

 

Относительное удлинение при разрыве поперек волокон, %

 

3

 

9

Тип пропитки

 

 

Полимерный битумный состав

10

Допустимая потеря прочности на растяжение после 25 циклов промораживания-оттаивания, %

 

10

 

11

Массовая доля веществ удаляемых при прокаливании геосетки, %

18

 

 

12

Масса геосетки на единицу площади, г/ м2

300

 

 

 

Как следует из материалов настоящего дела одним из неизменяемых значений показателей приобретаемого в рамках закупки товара (геосетка ССНП 50/50-25) является материал – «стекловолокно, полимерные нити».

Представители заказчика, присутствовавшие на рассмотрении дела, так же как и представители уполномоченного органа не смогли представить обоснование установления неизменного значения показателя «материал» – «стекловолокно, полимерные нити».

Документация об аукционе, в том числе инструкции по заполнению заявок на участие в электронном аукционе, в части требований к товару не содержит каких-либо разъяснений данной «неизменной» характеристики - «стекловолокно, полимерные нити», как и не содержит ссылок на соответствующие ГОСТы.

Вместе с тем, как следует из открытых источников (СТО 00205009-001-20054.4) Геосетки ССНП представляют собой геосетки из двух систем ровингов или комплексных нитей, прошитых между собой третьей - прошивной нитью и пропитанную комплексными полимерными составами на основе латексных связующих.

Согласно пункту 4.2 ГОСТ 17139-2000 ровинг (сложенный) получают из стеклянных комплексных нитей, произведенных из стекла различных типов или методом однопроцессного производства (прямой).

Из представленного заявителем в материалы дела сертификата соответствия (№РОСС RU.МО10.Н01594) следует, что выпускаемая ООО «МИАКОМ СПб» аналогичная (эквивалентная) продукция (геосетки), изготавливается из стеклоровинга.

Как установила комиссия Костромского УФАС России понятия «стеклоровинг» и «стекловолокно» как показатель «материал изготовления» (геосетки, георешетки и геокомпозита) эквивалентны по потребительским свойствам, в контексте рассматриваемых комиссией обстоятельств.

Как следует из открытых источников «ровинг» - это жгут из стекловолокна, получаемый сращиванием нескольких стеклонитей.

Излишняя детализация предмета закупки, путем установления «неизменяемых значений показателей» материал – «стекловолокно, полимерные нити», без соответствующего обоснования исключения возможности использования участниками закупки иного вида материала приводит (может привести к необоснованному ограничению круга участников закупки) конкуренции.

Пунктом 1 ч.1 ст.64 Закона №44-ФЗ установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона №44-ФЗ, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно ч.1 ст.33 Закона №44-ФЗ, описание Заказчиком в документации объекта закупки должно носить объективный характер. В описание объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а так же требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

Данные статьи в части требований к описанию закупки, как юридически значимых действий заказчика, корреспондируются с принципом обеспечения конкуренции, закрепленный статьи 8 упомянутого закона:

- контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

- конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Учитывая изложенное, действия (бездействие) Заказчика по утверждению спорной документации с «неизменяемыми значениями показателей материала» – «стекловолокно, полимерные нити», рынке нарушают положения ст.33 и ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.

Признание заявки ООО «МИАКОМ СПб» несоответствующей документации, (отклоненной по данным основаниям), комиссией Заказчика несоответствующими требованиям документации является следствием вышеуказанного нарушения Заказчиком норм Закона о контрактной системе.

3) Требования к содержанию документации об электронном аукционе регламентированы ст.64 Закона о контрактной системе. Согласно 4 упомянутой статьи к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

Исполняя указанную норму, утвержденная заказчиком спорная документация содержит Приложение № 1 к аукционной документации: «Проект Контракта на поставку геосетки ССНП 50/50-25 для армирования дорожной среды»

В п.2.7 проекта контракта указано:

2.7. В соответствии с ч. 5 ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае уменьшения департаменту транспорта и дорожного хозяйства Костромской области (получателю бюджетных средств, предоставляющему субсидии, указанные в п. 2.6 Контракта) ранее доведенных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии возможно изменение по соглашению сторон размера и (или) сроков оплаты и (или) объема Товаров, предусмотренных Контрактом.

Тогда как указанный пункт договора не содержит информации ни о получателе бюджетных средств, предоставляющему субсидии, ни о самой субсидии:

«… 2.6. При заключении Контракта Заказчик по согласованию с Поставщиком, вправе увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой Контракта, предложенной Поставщиком, и начальной (максимальной) ценой Контракта. При этом цена единицы товара не должна превышать цену единицы товара, определяемую как частное отделения цены Контракта, предложенной Поставщиком, на количество товара, указанное в извещении о проведении аукциона».

Таким образом, положения проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью документации об аукционе, содержат недостоверные, противоречащие себе пункты, что с учетом требований принципа открытости и прозрачности (ст.7), а также принципов профессионализма заказчика (ст.9), образуют нарушение положений ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

На основании изложенного, Комиссия Костромского УФАС России по контролю в сфере закупок признала жалобу ООО «МИАКОМ СПб» необоснованной, признала заказчика нарушившим часть 1 статьи 64 и статью 33 Закона о контрактной системе.

Заказчику выдано обязательное для исполнения предписание об отмене протоколов электронного аукциона, внесении изменений в документацию об аукционе и продлении срока подачи заявок на участие в аукционе.

Рассматривается вопрос о привлечении виновных лиц Заказчика к административной ответственности.

2. 05.06.2019 г. на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, уполномоченным органом размещено извещение и документация о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на оказание работ строительных по строительству гражданских сооружений, не включенных в другие группировки, кроме работ по сохранению и воссозданию объектов культурного наследия (закупка № 0141300029719000055).

Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 4 210 070,00 рублей.

ООО «Резерв» (Заявитель) считает, что аукционная комиссия Заказчика (Заказчик: Управление жилищно-коммунального хозяйства и строительства Администрации городского округа город Шарья Костромской области) неправомерно отклонила его заявку.

Позиция аукционной комиссии относительно довода Заявителя на заседание не представлена. Заказчиком представлено возражение на довод жалобы, в котором он указывает, что единой комиссией по определению поставщиков, подрядчиков, исполнителей было принято решение отказать в допуске к участию в электронном аукционе участнику под № 24 на основании пункта 2 части 4 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ в связи с несоответствием информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе, а также представлена таблица со сравнением характеристик товара, представленных участником закупки и характеристик, установленных документацией об аукционе в электронной форме.

Комиссия Костромского УФАС России пришла к следующим выводам.

Согласно частям 1 и 4 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

Участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:

непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;

несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.

Объектом закупки, в соответствии с документацией об аукционе в электронной форме, является выполнение работ по благоустройству дворовой территории многоквартирного жилого дома №13 по ул. Адмирала Виноградова в г. Шарья в рамках муниципальной программы «Формирование современной городской среды на территории городского округа город Шарья на 2018-2022 годы».

Пунктом 5 раздела 1 «Информационная карта аукциона» документации об аукционе в электронной форме установлены требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе, к первой и второй частям заявок участников закупки, в том числе следующие:

Значениями, установленными документацией, которым должны соответствовать предлагаемые участником аукциона показатели товара (максимальные и (или) минимальные значения показателей, значения показателей, которые не могут изменяться), являются все характеристики товара, установленные в таблице раздела 2 настоящей документации.

Раздел 2 «Описание объекта закупки» документации об аукционе в электронной форме устанавливает требования к техническим характеристикам материалов, которые будут использоваться при выполнении работ, в том числе следующие:

№ п/п

Наименование материалов

Технические характеристики

16

Сталь угловая равнополочная, марка стали: Ст3сп, шириной полок 50-56 мм

ГОСТ 8509-93

22

Щебень из природного камня фракцией 40-70 мм

 

ГОСТ 8267-93

23

Щебень из природного камня фракцией 10-20 мм

 

ГОСТ 8267-93

Согласно Протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе в электронной форме от 24.06.2019 года на участие в аукционе в электронной форме подано две заявки с идентификационными номерами: 24 и 212. По итогам их рассмотрения заявке с идентификационным номером 24 было отказано в допуске к участию в электронном аукционе. В обоснование отказа в допуске указано следующее: «Отказать в допуске к участию в электронном аукционе на основании п.2 ч.4 ст.67 закона 44-ФЗ».

ООО «Резерв» в своей заявке установил следующие характеристики по приведенным выше пунктам раздела 2:

№ п/п

Наименование товара

Товарный знак (при наличии)

Характеристики товара

Наименование страны происхождения товара

Наименование показателя

Значения показателей

1

Щебень

 

ГОСТ фракции

8267-93              5-10 мм

 

16

Сталь угловая равнополочная

 

ГОСТ марка стали ширина полок, мм

8509-93

Ст3сп 50*56

 

22

Щебень из природного камня

 

ГОСТ Фракция, мм

8267-93

40*70

 

23

Щебень из природного камня

 

ГОСТ Фракция, мм

8267-93

10*20

 

Комиссия Костромского УФАС России установила, что в ГОСТ 8509-93 «Уголки стальные горячекатаные равнополочные. Сортамент» указаны, в том числе, типы равнополочных уголков с размерами полок 50 мм на 50 мм и 56 мм на 56 мм. Размеры уголков, площадь поперечного сечения, справочные величины для осей и масса 1 м уголков должны соответствовать указанным на рисунке 1 и в таблице 1 указанного ГОСТ. В заявке №24 (ООО «Резерв) указаны размеры равнополочного уголка 50*56 мм.

Согласно ГОСТ 8267-93 «Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ» щебень и гравий выпускают в виде следующих основных фракций: от 5(3) до 10 мм; св. 10 до 15 мм; св. 10 до 20 мм; св. 15 до 20 мм; св. 20 до 40 мм; св. 40 до 80(70) мм и смеси фракций от 5(3) до 20 мм. В заявке № 24 (ООО «Резерв) в пунктах 22 и 23 указаны размеры щебня из природного камня 40*70 мм и 10*20 мм соответственно, а в пункте 1 данные размеры обозначены как: «5-10 мм».

Таким образом, Комиссия Костромского УФАС России установила, что аукционная комиссия, отклонив заявку участника закупки с идентификационным номером 24, действовала в рамках Закона о контрактной системе. Довод заявителя о неправомерном отклонении заявки необоснован.

Вместе с тем, по результатам внеплановой проверки Комиссия Костромского УФАС России установила следующее.

Пунктом 2 части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе установлено, что по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий идентификационный номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем.

Протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе в электронной форме от 24.06.2019 года, в части касающейся отказа в допуске заявке участника закупки с идентификационным номером 24, не содержит указаний на положения документации, которым не соответствует заявка, а также на положения заявки, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией об аукционе.

Вышеуказанные действия аукционной комиссии нарушают пункт 2 части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Так же, Комиссия Костромского УФАС России изучив проект муниципального контракта, техническое задание и локальную смету №1 установила наличие в данных документах зависимости исполнения работ по указанному контракту от поставки материалов конкретного производителя Карьера Столбово, что указывает на признаки нарушения статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Комиссия Костромского УФАС России по контролю в сфере закупок признала жалобу ООО «Резерв» необоснованной; признала аукционную комиссию нарушившей пункт 2 части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе.

3. 08.07.2019 г. на официальном сайте http://www.zakupki.gov.ru, Прокуратурой Костромской области размещено извещение и документация о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку печатной продукции (бланки, журналы) (закупка № 0141100000719000119).

Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 167 040,00 рублей.

Заявитель считает, что Заказчик неправомерно отклонил его заявку на участие в аукционе.

Заказчик с доводом Заявителя не согласен, считает его необоснованным в полном объеме и представил письменные возражения на жалобу.

Комиссия Костромского УФАС России пришла к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе установлено, что участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:

1) непредставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;

2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.

Согласно сведениям протокола рассмотрения первых частей заявок в электронном аукционе № 0141100000719000119 от 15.07.2019 Заявителю отказано в допуске к участию в электронном аукционе в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе по следующим основаниям: непредоставление информации или предоставление/установление недостоверной информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе: в описании не указаны конкретные показатели предлагаемого товара по позициям.

Пунктом 18 Раздела II «Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе» указано, что: «При описании показателей предлагаемых товаров участник электронного аукциона должен исчерпывающим образом указать все требуемые конкретные показатели (в том числе технические характеристики и качественные показатели).

Указание конкретных показателей не должно допускать разночтения или двусмысленное толкование.

Предоставляемые участником электронного аукциона сведения не должны сопровождаться такими словами как, например, «эквивалент», «аналог», «не менее», «не более», «не выше», «не ниже», «от», «до», «от до включая диапазон», «включая диапазон», «или», «должен быть», «должен соответствовать» и знаками «+/-» и иными словами и словосочетаниями, в случае, если их указание не позволяет однозначно определить конкретные показатели (значения конкретных показателей)».

В разделе III «Техническое задание» указано следующее наименование показателя товара и его значение, которому должно соответствовать заявка:

Бланк гербовый номерной

А4, печать черно-белая с одной стороны, бумага белая высшего или первого сорта, ГOСТ 9094-89, плотность 75-95 г/м2, машинной гладкости или каландрированная, гладкость 30-150 с, белизна 83%-88%. Печать типографская с соблюдением размеров до 1 мм. Размер герба РФ – 17х17 мм, расстояние от верхней точки герба до верхнего обреза бумаги - 3 мм, расстояние от левой стороны текста до левого обреза бумаги - 30 мм, нумерация сквозная внизу листа посередине.

14 видов:

10 - по 1 000 - 2 000 шт.

2 - по 20 000 – 25 000 шт.

2 - 5 000 и 10 000 шт.

 

75 500

 

Положениями инструкции по заполнению первой части заявки Заказчиком установлены максимальные и минимальные значения характеристик. Участники закупки в своих заявках могут указать значение соответствующего параметра в виде одного значения показателя или диапазона значений в пределах, установленных Заказчиком (или предусмотренных стандартами).

Заявителем в своей заявке в разделе «Бланк гербовый номерной» была указана бумага высшего сорта, белизна бумаги 83-88%. Согласно ГОСТу 9094-89 белизна бумаги в диапазоне 83-86% относится к первому сорту, 85-88% к высшему сорту. Таким образом, участником представлены неоднозначные показатели товара, что противоречит требованиям документации об аукционе.

Довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения, жалоба ООО «Полиграфические решения» не обоснована.

4. 11.07.2019 г. на официальном сайте www.zakupki.gov.ru ОГБУЗ «Костромской онкологический диспансер» размещено извещение и документация о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку расходных материалов для ОГБУЗ «Костромской онкологический диспансер» (закупка № 0341200003919000138).

Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 145 696,00 рублей.

Заявитель считает, что Заказчик неправомерно отклонил его заявку на участие в аукционе.

Заказчик с доводом Заявителя согласен, считает его обоснованным и представил письменные пояснения на жалобу.

Комиссия Костромского УФАС России пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 3 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.

На участие в закупке подано две заявки с номерами 1 и 2. В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе от 19.07.2019 г., оба участника допущены аукционной комиссией к участию в аукционе.

Вместе с тем, согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 22.07.2019 г., рассматривалась только заявка единственного участника под № 1.

Согласно представленным сведениям Заказчика, Заявитель был отклонен, в связи с технической ошибкой сотрудника отдела материально-технического снабжения. Заказчик в свою очередь написал официальное письмо на площадку ООО «РТС-Тендер» о признании ошибки и с просьбой вернуть протокол на стадию рассмотрения заявок (копия письма приложена).

Таким образом, на электронной площадке, в единой информационной системе размещена информация о результатах рассмотрения заявок на участие в аукционе, которая не соответствует фактическим обстоятельствам дела. Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении комиссией Заказчика части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе.

Таким образом, довод жалобы Заявителя обоснован.

Комиссия Костромского УФАС России по контролю в сфере закупок признала комиссию Заказчика нарушившей части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе.

Рассматривается вопрос о привлечении виновных лиц Заказчика к административной ответственности.

5. 26.08.2019 г. на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Уполномоченным органом, размещено извещение и документация о проведении аукциона в электронной на право заключения контракта на поставку газонокосилки (извещение № 0841300009019000575) (далее – Документация об аукционе).

Начальная (максимальная) цена контракта 49 493, 33 руб. Заказчик - МКУ г. Костромы «Чистый город».

09.10.2019 г. в адрес Костромского УФАС России от ООО «Белптс», поступила жалоба по вышеуказанной закупке. Заявитель в своей жалобе обжалует действия аукционной комиссии, а именно неправомерное решение комиссии о несоответствии участника электронного аукциона и поданной им заявки требованиям документации об электронном аукционе и требованиям Закона о контрактной системе.

На вышеуказанные доводы заявителя Заказчиком были предоставлены в письменной форме возражения, согласно которым оспариваемые действия аукционной комиссии не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.

Комиссия Костромского УФАС России пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

Согласно Разделу 3 «Техническое задание» характеристики и количество поставляемого товара следующие:

№ п/п

Наименование поставляемого товара

Кол-во,

шт.

Характеристики поставляемого товара

1

Газонокосилка

Husgvarna LC 356V или эквивалент

1

Эквивалентность определяется по следующим характеристикам:

Двигатель

Тип двигателя

бензиновый 4-тактный

Рабочий объем цилиндра

не менее 160 см3

Мощность ДВС на рабочих оборотах

не менее 6 л.с.

Объем топливного бака

не менее 0,9 л.

Тип перемещения

самоходный

Ведущие колеса

задние

Регулировка скорости движения

плавная

Скорость движения

не более 5 км/час

Материал режущей деки

сталь

Режимы стрижки

травосборник, мульчирование, выброс травы в сторону

Заглушка

в комплекте

Ширина стрижки

не менее 50 см и не более 60 см - соответствие

Высота стрижки

не менее 38 мм и не более 108 мм - соответствие

Количество положений высоты стрижки

не менее 9

Объем травосборника

не менее 68 л

Регулировка рукоятки по высоте

имеется

Габаритная длина

не менее 165 см

Габаритная ширина

не менее 62 см

Габаритная высота

не менее 99 см

Масса без упаковки

не более 38 кг

Согласно положений документации указание конкретных показателей не должно допускать разночтения или двусмысленное толкование.

Если в разделе 3 «Техническое задание» настоящей документации об аукционе показатель сопровождается словом «соответствие», предлагаемое участником аукциона значение данного показателя не может изменяться и должно полностью соответствовать значению показателя, указанному в документации об аукционе.

По окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе подана только одна заявка, которой присвоен № 105774961 (заявка ООО «Белптс»), в соответствии с заявкой, участник закупки предлагает к поставке товар с характеристиками «Ширина стрижки 56 см. – соответствие, «Высота стрижки 108 мм. – соответствие».

В соответствии с протоколом рассмотрения единственной заявки участника от 05.09.2019 г. Заявка ООО «Белптс» признана несоответствующей требованиям, установленным в документации об электронном аукционе.

В соответствии с частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе Участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:

1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;

2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.

Согласно подпункту б пункта 2 части 3 статье 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

Комиссия Костромского УФАС России приходит к выводу о том, что действия аукционной комиссии не противоречат требованиям законодательства Российской Федерации и являются правомерными.

В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией были выявлены нарушения пункта 1 части 1 статьи 64.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:

1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;

В соответствии с частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Согласно Разделу 3 «Техническое задание», одной из характеристики товара является «ширина стрижки не менее 50 см и не более 60 см – соответствие».

Комиссия Костромского УФАС России изучив характеристики схожих газонокосилок, находящиеся в сети «Интернет», а также характеристики газонокосилки Husgvarna LC 356V, установила, что характеристика «ширина стрижки» не устанавливается в диапазоне, а имеет конкретное значение. Например, для модели Husgvarna LC 356V ширина стрижки установлена 56 см.

Таким образом, Комиссия Костромского УФАС России приходит к выводу, что Заказчик нарушил пункт 1 часть 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

В данных действиях Заказчика содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

6. 21.08.2019 г. на сайте www.zakupki.gov.ru уполномоченным органом, размещено извещение и документация о проведении открытого конкурса в электронной на право заключить контракт на выполнение проектных и изыскательских работ по объекту «Строительство участка автомобильной дороги общего пользования местного значения города Костромы по улице Чернигинской набережной» (закупка № 0841300009019000569) (заказчик – Комитет по строительству, транспорту и дорожной деятельности Администрации города Костромы).

Начальная (максимальная) цена контракта 4 828 333 ,33 руб.

09.10.2019 г. в адрес Костромского УФАС России от ЗАО «Проектинвест», поступила жалоба по вышеуказанной закупке.

Заявитель в своей жалобе обжалует действия заказчика, а именно:

1. Заказчик в официальном ответе на запрос разъяснений положений конкурсной документации изменил суть конкурсной документации.

2. Заказчиком в шкале оценки по показателю «Квалификация трудовых ресурсов» не установлены интервалы изменения предельных величин.

3. Заказчиком в «Шкале оценки показателя «Качество работы» установлены показатели не позволяющие выявить лучшее условие исполнения контракта среди возможных участников.

4. Заказчик в первых частях заявки требует документы, которые заведомо содержат сведения об участнике открытого конкурса. А также, установлены излишние требования о наличие у участника закупки действующего сертификата соответствия, удостоверяющего, что система менеджмента качества применительно к работам в области инженерно-технического проектирования, включая работы по подготовке и корректировке проектной документации, осуществлению авторского надзора и проведению инженерно-технических изысканий, соответствует требованиям ГОСТ ISO 9001.

5. Заказчиком установлены излишние требования к предоставлению фотоматериалов, а также неправомерно установлен понижающий коэффициент 0.1.

Заказчикам были предоставлены в письменной форме возражения, согласно которым оспариваемые действия заказчика не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.

Комиссия Костромского УФАС России приходит к следующим выводам.

По первому доводу заявителя было установлено следующее.

Согласно пункту 4.12.1.3 Приложения № 1 «Критерии оценки заявок на участие в конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе» в рамках показателя «Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ» предметом оценки по данному показателю является количество работников участника закупки с квалификацией, определенной ниже. Наличие в штате (либо работающих по договору ГПХ) работников с высшим профильным образованием в сфере объекта закупки и с общим трудовым стажем, а именно:

- специалисты – инженеры по специальности «Автомобильные дороги и аэродромы» с общим трудовым стажем 10 лет и более;

- специалисты – инженеры по специальности «Автомобильные дороги и аэродромы» с общим трудовым стажем от 7 лет до 9 лет включительно.

В соответствии с пунктом 4.12.1.5 этого же Приложения № 1 при определении количества баллов, присуждаемых заявке участника по данному показателю, будет оцениваться количество работников (в цифровом значении), специальность по диплому и общий трудовой профильный стаж которых подтверждены вышеуказанными документами.

Согласно ответа на запрос разъяснений конкурсной документации (размещенному в ЕИС 05.09.2019 г.) Заказчик указал следующее: «Будет учитываться ПРОФИЛЬНЫЙ трудовой стаж в соответствии с п. 4.12.1.5.».

В соответствии с частью 8 статьи 50 Закона о контрактной системе в течение одного рабочего дня с даты направления разъяснений положений конкурсной документации такие разъяснения должны быть размещены заказчиком в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания лица, от которого поступил запрос. Разъяснения положений конкурсной документации не должны изменять ее суть.

Комиссия Костромского УФАС России приходит к выводу, что ответ на запрос разъяснений меняет суть документации, тем самым нарушает положения части 8 статьи 50 Закона о контрактной системе.

В данных действиях заказчика содержатся признаки нарушения части 4.2 статьи 7.30 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Первый довод заявителя признан обоснованным.

По второму доводу заявителя, было установлено следующее.

Согласно пункту 4.12.1.5 Приложения № 1 «Критерии оценки заявок на участие в конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе» «…При наличии 3 и более специалистов – инженеров по специальности «Автомобильные дороги и аэродромы» с общим трудовым стажем 10 лет и более и 3 и более специалистов – инженеров по специальности «Автомобильные дороги и аэродромы» с общим трудовым стажем от 7 лет до 9 лет включительно, заявке присваивается 100 баллов.

При наличии менее 3 специалистов – инженеров по специальности «Автомобильные дороги и аэродромы» с общим трудовым стажем 10 лет и более, и менее 3 специалистов – инженеров по специальности «Автомобильные дороги и аэродромы» с общим трудовым стажем от 7 лет до 9 лет включительно, заявке присваивается 0 баллов».

В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.

Согласно пункту 3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085, «оценка» - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.

В соответствии с пунктом 11 Правил по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов. Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.

В целях выявления лучшего условия исполнения контракта, документация о закупке должна содержать:

предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по нестоимостным критериям;

зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (показателям критерия) в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений;

пропорциональную зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по критерию "квалификация участников закупки" (показателям критерия), учитывая, что в отношении сведений, представляемых по указанному критерию, возможна количественная оценка;

инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией.

Аналогичная позиция содержится в Письме Минэкономразвития России № 31047-ЕЕ/Д28и, ФАС России № АЦ/50997/14 от 11.12.2014 «О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу применения норм Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в отношении установления порядка рассмотрения и оценки заявок, окончательных предложений участников закупки по нестоимостным критериям».

Комиссия Костромского УФАС России пришла к выводу, что в шкале оценки по показателю «Квалификация трудовых ресурсов», заказчиком не установлена пропорциональная зависимость (интервалы изменений) между количеством присваиваемых баллов и предъявляемыми сведениями по данному критерию, что нарушает положения части 8 статьи 32, пункта 8 части 1 статьи 54.3Закона о контрактной системе. Второй довод заявителя признан обоснованным.

По третьему доводу заявителя, установлено следующее.

Приложением № 1 к разделу 2 «Информационная карта конкурса» в Таблице 1 отражена Шкала оценки по показателю «Качество работ».

Комиссией Костромского УФАС России установлено, что указанные в Таблице 1 показатели, раскрывающие содержание критериев оценки и сопоставления заявок, не позволяют выявить лучшие условия исполнения контракта среди возможных участников закупки.

Как следует из шкалы оценок, порядок присвоения баллов каждой заявке по каждому из подпоказателей предполагает произвольное присвоение баллов, так как зависит от субъективного усмотрения каждого из членов комиссии относительно того, насколько полно или неполно, по его мнению, участник закупки описал те сведения, которые должны быть описаны в рамках каждого под показателя.

Порядок присвоения баллов не зависит от каких-либо четко установленных показателей.

Такой порядок оценки заявок по нестоимостным показателям прямо противоречит статье 32 Закона о контрактной системе и п. 26, 29 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Так, в соответствии со статьей 32 Закона о контрактной системе в документации о закупке заказчик обязан указать используемые критерии и их величины значимости, в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе - критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев. На основании вышеизложенного, третий довод заявителя признан обоснованным.

В данных действиях заказчика содержатся признаки нарушения части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

По четвертому доводу заявителя, установлено следующее. В соответствии с пунктом 4.12.2.10 Приложения № 1 к разделу 2 «Информационная карта конкурса» отражена «Шкала оценки показателя «Качество работы», Заказчик требует в составе пояснительной записки при описании подкритерия 2 представить «…копии трудового договора по основному месту работы с данным специалистом (специалистами)…», при описании подкритерия 3 «…включение в пояснительную записку копии указанного сертификата…» (сертификат соответствует требованиям ГОСТ ISO 9001).

В соответствие с пунктом 11 раздела 2 «Информационная карта конкурса» в первой части заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме не допускается указание сведений об участнике открытого конкурса в электронной форме, подавшем заявку на участие в конкурсе, а также сведений о предлагаемой этим участником открытого конкурса в электронной форме цене контракта (в случае указания в первой части заявки участником открытого конкурса в электронной форме сведений о таком участнике и (или) о предлагаемой им цене контракта, участнику открытого конкурса в электронной форме будет отказано в допуске к участию в открытом конкурсе (п.3 ч.3 статьи 54.5. Закона о контрактной системе)).

Согласно пункту 4 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать предусмотренные статьей 54.4 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.

Учитывая формулировки конкурсной документации, Комиссия полагает, что в составе документации отсутствовала надлежащая инструкция по заполнению заявок. Содержание «Шкалы оценки показателя «Качество работы» могло ввести участников в заблуждение.

В данные действия заказчика нарушают положения пункта 4 части 1 статьи 54.3, ответственность за данное нарушение предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

В части довода заявителя о установлении излишнего требования о наличие у участника закупки действующего сертификата соответствия, удостоверяющего, что система менеджмента качества применительно к работам в области инженерно-технического проектирования, включая работы по подготовке и корректировке проектной документации, осуществлению авторского надзора и проведению инженерно-технических изысканий, соответствует требованиям ГОСТ ISO 9001.

Комиссия Костромского УФАС установила следующее. Заказчик вправе самостоятельно устанавливать критерии оценки заявок, но в соответствии с действующим законодательством РФ.

Комиссия Костромского УФАС России не выявила нарушений законодательства РФ при установлении требований о наличие у участника закупки действующего сертификата соответствия, удостоверяющего, что система менеджмента качества применительно к работам в области инженерно-технического проектирования, включая работы по подготовке и корректировке проектной документации, осуществлению авторского надзора и проведению инженерно-технических изысканий, соответствует требованиям ГОСТ ISO 9001.

На основании вышеизложенного, данный довод заявителя признан необоснованным.

По пятому доводу заявителя, установлено следующее.

В соответствии с пунктом 4.12.2.11 Приложения № 1 к разделу 2 «Информационная карта конкурса» в пояснительной записке участнику требуется предоставить фотоматериалы (фотографии и (или) скриншот) начала и конца рассматриваемого участка автомобильной дороги, привязанного к дате и времени съемки, пространственному расположению на местности (фиксация GPS-координат) и привязке к действующему километражу согласно дислокации дорожных знаков. При отсутствии на фотоматериалах привязки к дате и времени съемки, пространственному расположению на местности (фиксация GPS-координат) и (или) привязки к действующему километражу согласно дислокации дорожных знаков - заявке присваивается общий балл, рассчитанный путем применения понижающего коэффициента 0,1.

Комиссией Костромского УФАС России установлено, для предоставление участником закупки корректных показателей (фотоматериалов), соответствующих вышеуказанному пункту необходим градостроительный план земельного участка, который отсутствует в конкурсной документации.

Также, Комиссией Костромского УФАС России установлено, что Заказчиком в нарушение Постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085, части 8 статьи 32, пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе установлен понижающий коэффициент при отсутствии на фотоматериалах привязки к дате и времени съемки, пространственному расположению на местности (фиксация GPS-координат) и (или) привязки к действующему километражу согласно дислокации дорожных знаков.

В данных действиях заказчика содержатся признаки нарушения части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

На основании вышеизложенного, пятый довод заявителя признан обоснованным.

Комиссия Костромского УФАС России по контролю в сфере закупок выдала Заказчику, Уполномоченному органу, электронной площадке обязательное для исполнения предписание.

Довод жалобы о наличии признаков нарушения Закона о защите конкуренции не рассматривался.

8. 22.07.2019 г. Заказчиком на официальном сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru размещено извещение и документация о проведении электронного аукциона на право заключить контракт на реконструкцию канализационных очистных сооружений (в г. Волгореченске Костромской области) (закупка № 0141300023519000077).

Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 673 182 810 рублей.

Заявитель обжалует действия Заказчика, а именно:

отсутствие в положениях документации указания на обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта;

не установление ответственности подрядчика за нарушение указанного в постановлении Правительства № 570 от 15.05.2017 года требования;

при установлении аванса не учитываются исключения, предусмотренные частью 13 статьи 37 Закона о контрактной системе.

Заказчик не согласился с доводами жалобы и считает их необоснованными в полном объеме. На заседание Комиссия Костромского УФАС России Заказчиком представлены возражения на доводы жалобы.

Комиссия Костромского УФАС России пришла к следующим выводам.

Содержание документации об электронном аукционе регламентировано статьей 64 Закона о контрактной системе, пункт 1 части 1 которой устанавливает, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, информацию об условиях контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

По первому доводу Комиссия Костромского УФАС России установила следующее.

Согласно части 23 статьи 34 Закона о контрактной системе, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации, в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.

В разделе V «ПРОЕКТ КОНТРАКТА» аукционной документации подпунктом 4.3.17 пункта 4.3 предусмотрено, что Подрядчик по настоящему Контракту обязан предоставить Заказчику сведения обо всех привлеченных к исполнению Контракта третьих лицах, с которыми заключен договор или договоры, цена которого или общая стоимость которых составляет более чем 10 (десять) процентов цены Контракта, в течение 10 (десяти) календарных дней со дня заключения Подрядчиком указанных договоров.

Таким образом первый довод Заявителя не обоснован.

По второму доводу Комиссия Костромского УФАС России установила следующее.

В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

В силу части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.

Согласно части 2 статьи 110.2 Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.

Виды работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 № 570 «Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом».

Пунктом «в» абзаца 2 Постановления № 570 установлено, что порядок определения размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, устанавливается Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. № 1042 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. № 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063».

Абзацем 7 Правил установлено, что за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, размер штрафа устанавливается в размере 5 процентов стоимости указанных работ.

Указанная ответственность за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ положениями документации и проектом контракта не учитывается.

Таким образом, второй довод Заявителя обоснован, Заказчиком нарушена часть 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.

По третьему доводу Комиссия Костромского УФАС России установила следующее.

Согласно пункту 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 Закона о контрактной системе, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии с частью 4 статьи 33 настоящего Федерального закона требований к их предоставлению.

В соответствии части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

Выплата аванса при исполнении контракта, заключенного с участником закупки, указанным в части 1 или 2 настоящей статьи, не допускается.

Вместе с тем, проектом контракта, а именно пунктом 3.6 раздела V «ПРОЕКТ КОНТРАКТА» аукционной документации, предусмотрена выплата аванса в размере 30 % от цены Контракта.

Проектом контракта не учитываются нормы части 13 статьи 37 Закона о контрактной системе.

Таким образом, третий довод Заявителя обоснован, Заказчиком нарушен пункт 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.

На момент окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе не подано ни одной заявки. Оснований для выдачи обязательного для исполнения предписания не имеется.

Комиссия Костромского УФАС России по контролю в сфере закупок признала жалобу ООО «МОНОЛИТ» частично обоснованной.

Примеры судебной практики

В третьем квартале 2019 года решений судов о признании ненормативных актов Костромского УФАС России не принималось.

Примеры административной практики

1. Прокуратурой города Волгореченск проведена проверка исполнения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в деятельности ОГБУЗ «Волгореченская городская больница» в части применения учреждением типовых контрактов, типовых условий контрактов при осуществлении закупок для государственных нужд.

По результатам проверки в деятельности должностного лица установлены нарушения требований Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку лекарственных препаратов, влияющих на мозговое кровообращение для нужд ОГБУЗ Волгореченская ГБ, извещение о котором размешено в единой системе на сайте www.zakupki.gov.ru 26.11.2018 года за № 0341300003218000088.

Требования к контракту, заключаемому по результатам закупки, установлены положениями статьи 34 Федерального закона №44-ФЗ, в соответствии с требованиями части 11 которой для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти. Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 14 Правил разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 02.07.2014 № 606 «О порядке разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также о случаях и условиях их применения», типовые контракты, типовые условия контрактов подлежат применению с учетом пунктов 15-17 настоящих правил, за исключением закупок, указанных в пункте 18 настоящих Правил, в следующих случаях:

а) подготовка извещений об осуществлении закупок, а также приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом;

б) подготовка проектов контрактов, являющихся неотъемлемой частью документации о закупке, извещений о проведении запроса котировок;

в) заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Согласно части 9 статьи 112 Закона о контрактной системе после утверждения и размещения в единой информационной системе типовых контрактов, типовых условий контрактов федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, типовые контракты, типовые условия контрактов, разработанные в соответствии с частью 7 настоящей статьи и обеспечивающие осуществление закупок соответствующих товаров, работ, услуг, не применяются.

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26.10.2017 № 870н «Об утверждении типового контракта на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения и информационной карты типового контракта на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения» утвержден типовой контракт на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения (далее - Типовой контракт).

Установлено, что при подготовке документации об электронном аукционе Заказчиком не была применена форма типового контракта, утвержденная Приказом Министерства здравоохранения №870н. Так в проекте контракта, являющегося неотъемлемой частью документации, отсутствует ряд условий. К примеру:

- акт приема–передачи товара (п. 5.3 Типового контракта, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения №870н);

- выборочная проверка товара (7 Типового контракта, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения №870н).

В нарушение указанных требований, при подготовке извещения о проведении закупки № 0341300003218000088 о проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку лекарственных препаратов, влияющих на мозговое кровообращение для нужд ОГБУЗ Волгореченская ГБ, не применен Типовой контракт на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения и информационная карта Типового контракта на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения.

Таким образом, должностным лицом ОГБУЗ «Волгореченская ГБ» совершено административное правонарушение, предусмотренное частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи.

На должностное лицо наложен штраф в размере трех тысяч рублей.

2. Костромской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения антимонопольного и иного законодательства, регулирующего вопросы ценообразования на авиатопливо, закупок и заключенных государственных контрактов в ходе, которой, в деятельности АО «Костромское авиапредприятие», выявлены нарушения законодательства о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» настоящим законом установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в том числе хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.

Пунктом 4.1. Устава АО «Костромское авиапредприятие», утвержденного Решением общего собрания акционеров 23.10.2017 предусмотрено, что при учреждении Общества всего акции размещаются единственному учредителю - Костромской области в лице департамента транспорта и дорожного хозяйства Костромской области.

Положениями части 19 статьи 4 Закона о закупках предусмотрено, что заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, размещает в единой информационной системе сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

Вышеуказанные отчеты размещены обществом в единой информационной системе на сайте www.zakupki.gov.ru с нарушением срока.

Согласно части 5 статьи 7.32.3 КоАП РФ, за не размещение в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

АО «Костромское авиапредприятие» назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (ста тысяч) рублей 00 копеек. Арбитражным судом штраф снижен до 50000 рублей.

Наверх